На 50-м году жизни не стало актера Алексея Девотченко. Тело вечером 5 ноября обнаружил друг артиста, который и сдавал ему квартиру на Алтуфьевском шоссе. Девотченко лежал в луже крови, на голове, руках и ногах были порезы, вокруг разбросаны осколки стекла. Друг актера рассказал журналистам, что последний раз виделся с ним 4 ноября — в момент их встречи Девотченко был пьян.
Выдвигались различные версии случившегося. Сразу же появились предположения о том, что Девотченко убили. К этому склоняются и некоторые петербургские оппозиционеры, хотя признаются, что доказательств у них нет. Однако сегодня следователи заявили, что насильственных признаков смерти не обнаружено. СМИ также сообщали, что причиной смерти мог быть сердечный приступ или же алкогольное опьянение. Якобы в пьяном, возбужденном состоянии артист разгромил стеклянный сервант, получил множественные порезы и умер от потери крови. Но окончательно что-либо станет известно лишь после судебно-медицинской экспертизы.
Девотченко был плоть от плоти петербургским актером. Начинал в театральной студии при Дворце Пионеров, учился в ЛГИТМИК и был учеником мастерской Льва Додина. Затем закрутилось — МДТ, Театр Европы того же Додина, Большой Драматический Театр, Александринка. Параллельно он работал в кино.
Девотченко снимался в культовых сериалах, таких как «Бандитский Петербург», «Агент национальной безопасности» и в художественных фильмах: «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь», «Конвой PQ-17», «Не думай про белых обезьян». Хватало времени и на моноспектакли — «Дневник провинциала в Петербурге», «Эпитафия», «Концерт Саши Черного для фортепиано с оркестром».
В Петербурге Девотченко был завсегдатаем протестных акций. За «Маршем несогласных» следовала «Стратегия-31», за ней другие либеральные оппозиционные мероприятия. В Интернете можно найти ролик выступления Девотченко 31 июля на Дворцовой площади (среди участников актуальной на тот момент «Стратегии» произошел раскол). Артист читал перед собравшимися стихотворение Саши Черного 1909 года «Невольное признание»: «Гессен сидел с Милюковым в печали. Оба курили и оба молчали. Гессен спросил его кротко, как Авель: «Есть ли у вас конституция, Павел?» — вопрошал и у собравшихся Девотченко, предварительно сняв с глаз защитные очки. Завершалось выступление протяжным: «До-о-о-лго курили и до-о-о-лго молчали».
В 2011 году он отказался от звания «Заслуженный артист России». «Достало вконец все это царство-государство своим враньем, круговой порукой, узаконенным грабежом, взяточничеством и прочими доблестями… А главное — невозможно играть свои спектакли. Выстраданные и любимые», — объяснял он причины такого решения в своем блоге.
В 2012 году артист окончательно перебрался в столицу и устроился в труппу МХТ имени Чехова, а также начал сотрудничать с «Гоголь-Центром». Что заставило Девотченко уехать из Петербурга, остается загадкой. Может быть, поводом послужило разочарование в местном протестном движении. Но вполне вероятно, что сказалось желание попробовать себя на столичных подмостках.
В Москве Девотченко вел кочевую жизнь. Менял одну съемную квартиру на другую. Ездил на метро, что иногда приводило к трагическим событиям. Так, в январе 2012 у известного артиста на «Шаболовской» из уха выдернули серьгу.
Девотченко не прекращал оппозиционную деятельность: выступал в поддержку Pussy Riot, критиковал в своем блоге действующую власть, подписал письмо Киносоюза РФ «Мы с вами!» в поддержку Украины. С Украиной и связана его последняя киноработа. Так получилось, что он не смог закончить съемки в фильме режиссера Алены Демьяненко «Моя бабуся Фані Каплан», в котором играл роль Ленина.
Знакомые артиста признают, что Девотченко обладал огромным талантом. По словам театрального критика, главного редактора «Петербургского театрального журнала» Марины Дмитревской, происходящее вокруг актер воспринимал чрезвычайно остро, всегда был на передовой событий. Алексей Девотченко представлял в отечественном театре редкий тип настоящего актера-неврастеника. Подобными артистами были Павел Мочалов, Павел Орленев, Сергей Бехтерев.
По словам Дмитревской, Девотченко был актером, которому всегда чего-то не доставало, который всегда резко реагировал на действительность, искусство и устройство мира. «Это раздражение давало необычайный драматический импульс всему, что он делал, начиная от спектакля «Старик» Льва Додина, курс которого он заканчивал (в этом спектакле он играл человека испепеленного и обозленного гражданской войной) и заканчивая «Записками из подполья» Кама Гинкаса (одна из его последних крупных работ). Он был человеком одержимым, яростным, который съедал себя самого, который всегда был на краю, у бездны, который не раз в эту бездну падал, выкарабкивался, снова падал и снова выкарабкивался», — рассказала Дмитревская.
Театральный критик отметила, что в последние годы Девотченко проявил себя как ярый оппозиционер, очень внятно и жестко высказывался по поводу происходящего в России. «Без Алексея Девотченко наш театр будет жить по-другому. Девотченко бы ни на кого не похож. Нравилось это или не нравилось, но он был сам по себе. И он был редкостно одарен. Без Алексея театр становится гораздо более пресным», — заявила Дмитревская.
Видевший Девотченко и на «Маршах несогласных», и на театральных сценах российский политический деятель, ветеран военных конфликтов, журналист, писатель, экс-депутат ЗакСа Петербурга Сергей Гуляев вспоминает, что во время акций оппозиции актер вел себя чрезвычайно скромно, не рвался на трибуну, не показывал, что он знаменитость. Такое поведение достойно жителя Петербурга.
По словам Гуляева, если организаторы протестных акций не уезжали с места их проведения в автозаках, то отправлялись в кафе, чтобы обсудить случившееся, поразмышлять над тем, как еще можно «завести» людей. И артист был одним из участников этих встреч. Может быть, он не очень часто вносил свои предложения, но всегда воспринимал близко к сердцу происходящее в стране. Это был человек необыкновенного обаяния и мужества, он был настоящим петербуржцем, отметил Гуляев.
Журналист считает, что рано выдвигать версии о причинах трагедии. «В нашей стране убивает сама атмосфера, а Алексей жил в муках», — заявил он.
В последнее время Девотченко перестали приглашать в кино, возникали трудности с предоставлением сцен. При этом артист не собирался уезжать из страны, которую он любил. Об этом свидетельствует и его «Ответу режиссеру Владимиру Меньшову», в котором он описал трагическую историю своей семьи в XX веке, пояснил Гуляев.
«Я дважды видел Лешу на сцене. Он обладал невероятной энергетикой, абсолютной искренностью, демонстрировал полное перевоплощение в тех, кого играл. На всех, кто видел Лешу на сцене, это производило фантастическое впечатление. Как-то после спектакля я зашел к нему в гримерку, чтобы поздравить. Он был мокрым с ног до головы — настолько он выкладывался на сцене», -вспоминает его друг, депутат петербургского ЗакСа Борис Вишневский.
По словам парламентария, «такого бесстрашного человека с таким гражданским мужеством и отсутствием страха, чтобы выступать против властей, трудно было найти». Сам Вишневский познакомился с Девотченко во время протестной акции против строительства так называемой «Газпром-башни». «Когда он читал стихи «Смеешь выйти на площадь в свой назначенный час», — это произвело невероятное впечатление… В нормальной стране он был бы звездой лучших театров, а у нас он, к сожалению, во многом оказывался невостребованным», — отметил Вишневский.
Советский и российский актер театра и кино Олег Басилашвили подчеркнул, что Девотченко был не только хорошим и честным артистом, но и чрезвычайно порядочным человеком. «Эта самая порядочность часто толкала его на довольно опасные для него же действия. Несомненно, она мешала ему в жизни. Но на моей памяти он навсегда останется прекрасным артистом, честным, порядочным, умным и талантливым человеком. Очень жаль, что его нет с нами. Потому что на таких людей и надо равняться», — рассказал Басилашвили. Кроме этого, артист признался, что Девотченко не был алкоголиком — пил он очень мало. «То, что сейчас говорят об его алкоголизме, наталкивает меня на определенные размышления», — пояснил Басилашвили.
Попрощаться с артистом можно будет в субботу, 8 ноября, в «Гоголь-Центре» в Москве. После церемонии прощания тело Девотченко кремируют, а урну с прахом захоронят в Петербурге. Последним пристанищем актера может стать либо Смоленское кладбище, либо кладбище в Комарово.
Константин Семернев