(Осторожно, сейчас будет пропутинское размышление о протестантской этике). Начну я вот откуда. Представим себе, что у общества есть голова. И вот сейчас мы видим, что глаза на этой голове как бы разъехались «по бокам». Общество скачет, как лошадь, и видит от себя слева некий ландшафт — там мелькает умирающий доллар, слабеющая американская гегемония, духовный паралич Запада, публицисты пишут о том, что европейская бюрократия не в силах принять ни одного решения, что Европу затопили мусульмане и т.д. — короче по левой руке «мир лежит во зле, гибнет, а мы скачем триумфально, потому что на нашей стороне ПРАВДА».
Правому глазу открывается другой ландшафт: там мелькают ракетные базы НАТО, которые опутывают чуть же не наши копыта, мощнейшие, необоримые финансовые титаны управляют всем миром, везде безнаказанно создают «пятые колонны», всех бомбят, когда хотят, т.е. там мощный мир зла, а мы в нем «малое стадо, обреченное на заклание». Такова сложная картина мира. В которой мы легко узнаем «милленаристский дискурс». Это — «политическая теология». И она легко опознается историком политических течений. С такой картиной реальности стартовал Кромвель, американские поселенцы… старообрядцы у нас жили с еще более сильным «разбросом глаз»… Сотни примеров подобной «политической теологии» можно найти — особенно в «революционные моменты». У ленинизма такая же была «политическая теология». Но! Вот что важно во всей этой истории. Вопрос не в том, что видит лошадь слева и справа. А что она видит — точно по ходу движения, т.е. что она видит впереди. Потому что история показала, что все эти общины «святых последних дней» при этом по центру имели «третий глаз» — и он был совершенно рационалистичный.
То есть веберовская «протестантская этика» образовалась не из «двух глаз», не из «политической теологии», а из трех глаз — из «политической теологии» + экономический и политический рационализм. И вот вопрос, который меня занимает: лошадь нашего общества быстро поскакала. А есть у нее «центральный глаз»? Понятно, что слева и справа она видит различные «сновидения о самой себе в мире» — там «все горит, пылает, рушится и малое стадо спасется». Это понятно. А вот не впишется ли лошадь с разбегу в бетонной забор?… Это я к тому, что готово ли наше общество быть «Эрец-Израэль» (так сказать, фигурально выражаясь).
Уже понятно, что Путин взялся на третьем сроке переформатировать РФ как бы в Израиль — т.е. в великий народ, всеми проклинаемый, имеющий обетованную свою землю, однако и рассеянный, всеми преданный, но обласканный Б-гом… И при этом народ высоких возможностей, расчетливости, рационализма высокой степени очистки… Я что-то не уверен, что мы это потянем… Глядя на лица участников заседания Общероссийского народа фронта от 18 ноября 2014 года, на то, как они дружно кивали Владимиру Владимировичу, я не очень понимаю, где тут третий глаз. И можно ли из этих людей сделать достаточно крупный контингент нормальных евреев…