За годы реформы МВД, начатой в 2010 году, доверие граждан к сотрудникам правоохранительных органов заметно выросло. Об этом свидетельствуют данные последнего опроса Левада-центра. Так, число тех, у кого полиция вызывает уважение, увеличилось с 15% до 24%. И напротив: недоверие к стражам порядка снизилось вдвое. Если четыре года назад негативное отношение к полиции высказывали 18% опрошенных, то теперь 9%.

Между тем, еще недавно деятельность МВД вызывала массу критики. Работа правоохранительной системы, наряду с незаконной миграцией и коррупцией, считалась одной из самых острых общественных проблем.

Сегодня эти явления будто отошли на второй план. Во многом этому способствовали события на Украине, к которым было приковано пристальное внимание всех СМИ. Но ведь внутренние проблемы никуда не исчезли! И если в полиции еще проводилась реформа, шла чистка рядов, много усилий было пущено на улучшение имиджа, то миграционные потоки не уменьшились. Не слышно и о резком росте числа выявленных взяточников и судов над ними, а поверить в то, что коррупционеры перевоспитались сами, довольно трудно.

Может, пока все радовались возвращению Крыма и следили за событиями в Донбассе, государство спокойно, не привлекая лишнего внимания, вело системную работу по улучшению ситуации? Очень сомнительно.

– На мой взгляд, возросшее доверие к правоохранительным органам связано с внешнеполитической ситуацией, люди больше стали доверять государству, — считает руководитель отдела социокультурных исследований Левада-центра Алексей Левинсон. — Мы отмечаем рост положительного отношения ко всем институтам, к которым раньше относились критически. К полиции, к Государственной Думе. Но вряд ли граждане увидели реальные изменения.

«СП»: – То есть, это связано не с конкретной реформой.

– Наши глубинные методы исследования показывают некоторые подвижки в имидже. Но я бы не стал говорить о массовом характере изменений. Скажем, изменили свое отношение люди, которые сталкивались на практике с работой правоохранительных органов и нашли позитивные изменения, но большинство такого опыта не имеет. Большинство делает свои выводы умозрительно.

«СП»: – Можно ли сказать, что социальные проблемы уходят на второй план?

– События на Украине оттянули общественное внимание от проблем, которые волновали в прошлые годы. Критики на правоохранительные органы или на засилье приезжих стало меньше. Но не из-за того, что реально исправилась ситуация, просто изменилось отношение к ней.

«СП»: – Как долго внешняя повестка будет в массовом сознании вытеснять внутренние проблемы?

– В моей практике не было аналога сегодняшнего феномена. Мы знаем, что рейтинг Путина достигал сегодняшних значений в сентябре 2008 года, но тогда он продержался недолго. Сейчас же мы регистрируем длительное высокое одобрение деятельности президента.

Что должно произойти, чтобы отношение людей к проблемам изменилось? У нас есть несколько гипотез, но ни одну из них пока нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Может, скоро последует медленное возвращение к привычным показателям одобрения власти, не исключено, что настроения поменяются в один момент. Я категорически отказываюсь делать прогнозы на этот счет. Просто в науке еще нет опыта работы с такими процессами.

Председатель Общественной комиссии по борьбе с коррупцией Владимир Мамаев уверен, что с точки зрения борьбы со служебными злоупотреблениями государство не добилось никаких позитивных результатов:

– Мне сложно говорить о том, что государство активно борется с коррупцией. Но что такое государство? Государство – это мы, а представляют его судьи, чиновники, сотрудники правоохранительных органов. Кто у нас коррупционеры: мы или те, кто представляет государство? Крестьянин, рабочий не может быть коррупционером. Значит, коррупция кроется в среде тех, кто с ней должен бороться.

Беда в том, что в Уголовном кодексе нет понятия коррупции. Есть статьи о взяточничестве, мошенничестве, вот на этом и ограничивается борьба с коррупцией. Мы видим пока только косметические меры. А надо ввести в УК понятие коррупции, прописать за нее ответственность чиновников, судей, возможность конфискации имущества, определить наказание за «телефонное право», за назначение на должности родственников, за неисполнение своих служебных обязанностей. Нужно ввести выборность судей. В мире всего несколько стран, где судьи не выбираются, а назначаются, и мы как раз в числе этих государств.

У нас выходит какой-нибудь указ президента о противодействии коррупции, но статьи в УК нет. И что же, суд будет выносить решение «именем указа президента»?

Приведу пример. Вышел закон, запрещающий чиновникам иметь недвижимость за рубежом. Но у них уже давно она есть, а закон обратной силы не имеет, значит, всё останется как есть. Можно прописать в УК такую статью: «Открытие счета в офшорной зоне без государственной необходимости считается тяжким преступлением, наказывается лишением свободы от 5 до 15 лет». Но никто этого не хочет делать. Как говорят в народе, ворон ворону глаз не выклюет. А отдельные случаи выявления коррупционеров погоды не делают.

«СП»: – Насколько при борьбе с коррупцией важно обсуждение проблемы в обществе?

– Эта проблема должна обсуждаться ежедневно. Для нас коррупция уже не просто проблема, а пустившая корни во все сферы жизни система. Поздно бороться с отдельными коррупционерами, надо разрывать целые схемы, выстроенные сверху донизу. Сажать отдельных взяточников это всё равно, что бороться с преступностью, отлавливая только карманников.

Я ни в коем случае не умаляю позицию президента по Украине, по возвращению Крыма. Тут я полностью поддерживаю политику государства. Но что касается борьбы с коррупцией, то с каждым годом ситуация только ухудшается. Честных сотрудников система выталкивает. Я знаю случай, когда честнейшего следователя посадили за расследование коррупционных схем. Ко мне приходили даже жулики, которых он сажал, и просили выручить этого полицейского.

«СП»: – К каким последствиям может привести коррупция, если всё останется как есть?

– У государства уже нет средств на выполнение многих социальных программ. В провинции закрываются фельдшерские пункты. В больницах сложно получить помощь от доктора без денег. Но если бы врач нормально зарабатывал, то он бы не брал взяток. Вот до чего доводит вся эта коррупционная система. Люди хотят быть честными, но у них не получается.

По мнению председателя профсоюза трудящихся мигрантов Рената Каримова, нет позитивных сдвигов и в решении проблемы приезжих:

– Проблема миграции никуда не делась. Просто перестали акцентировать внимание на этом. Для мигрантов трудности не исчезли, как было сложно получить разрешение на работу, так и осталось. Всё больше мигрантов привыкает трудиться незаконно, без социальных гарантий. А это приводит к тому, что такие условия труда распространяются с мигрантской среды на россиян. И мы видим, что всё больше граждан России тоже работают без оформления, без защиты закона.

Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что в скором времени внутренние проблемы опять выйдут на первый план:

– Во-первых, острота проблем снизилась незначительно, речь идет о процентах, а не о кардинальном переломе настроений. Проблемы с коррупцией, миграцией, МВД, здравоохранением, образованием никуда не исчезли. Просто некоторые граждане считают, что сейчас не время критиковать что-то российское. У них ощущение, что сегодня критика «своих» на руку «чужим». Поэтому надо консолидироваться с властью, говорить только о «плюсах» внутри страны.

Когда людей спрашивают, лучше ли стало в здравоохранении, они отвечают, что лучше. Но когда спрашивают, что конкретно улучшилось, ответить не могут. Когда уйдет ощущение, что все мы должны быть едины, всё вернется на круги своя.

Если ситуация будет ухудшаться быстро, то люди могут выйти протестовать на улицу. Но если ухудшение будет носить инерционный характер, то граждане сосредоточатся на поиске индивидуальных способов адаптации к проблемам. Скажем, будут искать дополнительный заработок или станут сокращать траты. Сокращение расходов, кстати, уже началось.

Андрей Иванов

От admin

Добавить комментарий