Документ уже утвержден в первом чтении, его обсудили в правительстве, а в парламенте состоялись общественные слушания документа.

Приоритеты в условиях ограниченности

Доходная часть республиканского бюджета рассчитана на уровне 23,3 млрд рублей, что почти на 2 млрд больше, чем в нынешнем году. В ближайшие два года доходы планируется увеличить — в 2016 году до 24,1 млрд, а к концу прогнозируемого периода — до 24,9 миллиарда рублей. При этом объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета уменьшится почти на полмиллиарда (с 11,1 млрд в следующем году до 10,7 млрд в 2017 году).

Расходы планируются на уровне 26,3 млрд рублей. Сложившийся дефицит (2,9 млрд) будет погашаться за счет привлечения краткосрочных бюджетных кредитов.

«В целом республиканский бюджет направлен на эффективное решение текущих задач в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона в условиях ограниченности бюджетных ресурсов», – отметила и.о. министра финансов КБР Ирина Мишкова на общественных слушаниях.

Доходную часть бюджета сформировали четыре налога. Самые большие надежды возлагаются на производителей подакцизных товаров: с них планируется собрать 4,3 млрд рублей.

Следующий налог — НДФЛ. Доходы работающих граждан принесут в бюджет республики чуть больше 3 миллиардов. Сумма налога на прибыль организаций рассчитана на уровне 1,8 млрд рублей. Налог на имущество организаций составит, согласно прогнозам, 1,1 миллиарда, а общая сумма налогов — 11,1 млрд рублей.

Налоговые темпы

Смогут ли налоговики выполнить поставленные задачи, вопрос сложный. Если судить по статистике УФНС, темпы платежей к концу года заметно выросли. Со слов руководителя управления Мурата Керефова, за десять месяцев этого года им удалось собрать 5,8 млрд рублей — на 14% больше, чем в прошлом году.

«В текущем году налоговые платежи росли опережающими темпами по сравнению с темпами роста основных макроэкономических показателей. По темпам роста доходов мы заняли первое место среди республик Северного Кавказа. По оперативным данным, по показателям налоговых доходов на душу населения мы входим в первую тройку субъектов СКФО», – отметил он.

Но бюджет следующего года особого оптимизма у налоговиков не вызвал. «В документе планируется повышение основных темпов макроэкономических показателей на 10-15 %, то есть кратный рост. Однако администрированием налоговая служба может обеспечить рост в 1,3 раза. При существующей структуре экономики задачи амбициозные, но их будет сложно выполнить без координирования всех уровней власти», – считает Мурат Керефов.

Сомнения вызвала сумма налога на подакцизные товары (3,2 миллиарда рублей). Сегодня в республике существует около 20 заводов, которые выпускают алкогольную продукцию, но работают они с переменным успехом.

По словам Керефова, за девять месяцев этого года поступило свыше 1,3 млрд рублей по акцизам, что в два раза больше, чем в прошлом году: «Тенденцию роста мы сохраним до конца года и надеемся на кратное увеличение поступлений. Но, вместе с тем, сохранить такие интенсивные темпы без существенного роста налоговой базы представляется довольно сложным».

 «По нашим прогнозам, достичь плановых показателей возможно лишь за счет вовлечения новых игроков на рынок алкогольной продукции. Такая работа ведется правительством республики. Но на данный момент наша оценка составляет 2,3 млрд рублей», – говорит глава УФНС.

Кроме того, в республике наблюдается уменьшение доли иногородних налогоплательщиков: в этом году доля уплаченных ими налогов составила 67% от общего объема платежей по сравнению с прошлогодним показателем — 81%.

«Доля филиалов крупных компаний сокращается, но за счет качественного администрирования нам удалось увеличить объемы поступлений от региональных налогоплательщиков почти в 1,8 раза. С учетом макроэкономической ситуации мы настороженно относимся к показателям, которые заложены в прогнозе социально-экономического развития республики на будущий год», – сказал Керефов.

Ориентация – на социальные нужды

Бюджет республики составлен программным методом. В общей сложности планируется реализовать 25 государственных программ. Судя по цифрам, приоритет остается за здравоохранением. На нужды медицины будет направлено 5,7 млрд рублей.

В рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения в КБР» планируется развивать первичную медико-санитарную помощь, бороться с распространением туберкулеза, СПИДа и ВИЧ, развивать специализированную, в том числе и высокотехнологичную, помощь. Около 300 миллионов рублей запланировано потратить на софинансирование строительства перинатального центра в Нальчике.

7,4 миллиарда рублей пойдет на нужды образования, 4,1 миллиарда на социальную поддержку населения. Со слов и.о. министра финансов Ирины Мишковой, бюджет социально направленный. Почти 65% (17,2 млрд рублей) выделено на социальные нужды.

При этом аудиторы Контрольно-счетной палаты КБР отмечают некоторые отклонения в документе.

«В представленном проекте закона прослеживается рамочный подход к программно-целевому формированию бюджета, – отметила на общественных слушаниях в парламенте КБР руководитель КСП Ирина Марьяш. – Ни по одной из 25 программ прогнозируемый объем бюджетных ассигнований не соответствует своим паспортам: имеется как завышение, так и занижение показателей. Так, по девяти госпрограммам прогнозируемый объем финансов завышен более чем на 703 миллиона, а по 16 программам занижение составило 7,8 млрд рублей».

Сложная инфляция

При этом все мероприятия документа рассчитаны исходя из уровня инфляции в 5,5%. В дальнейшем эта цифра должна быть снижена до 4%. Но, по словам председателя комитета парламента КБР по бюджету, налогам и финансам Михаила Афашагова, с учетом экономических тенденций это будет сложно.

«Мы думаем, эти цифры будут выше — в связи со снижением цен на энергоносители, эмбарго на ввоз продукции сельского хозяйства и падение курса рубля. Все это дает понять, что предстоящий год будет трудным. Поэтому необходимо мобилизовать весь потенциал, который есть в республике», – говорил он на публичных слушаниях.

Экономике нужен рост

Не менее амбициозные мероприятия заложены в прогнозном плане социально-экономического развития республики на ближайшие три года, на базе которого и сформирован бюджет. Согласно документу, к концу прогнозируемого периода объем ВРП должен достигнуть 195 млрд рублей. А это на 35% (77 млрд рублей) выше показателей 2014 года.

Для достижения этих показателей, по словам заместителя министра экономического развития КБР Ольги Белецкой, необходимо увеличить объем производства во всех отраслях экономики, модернизировать производственные мощности, повысить качество и структуру продукции.

В результате этих мероприятий объем отгруженных товаров в промышленности должен достичь 48,3 млрд рублей, в сельском хозяйстве – 17,4 млрд рублей, в строительстве – 12,5 млрд рублей.

Таким образом, индекс промышленного производства планируется на уровне 149,7% к показателям 2014 года, а сельского хозяйства – 123,3%. Особая нагрузка придется на сферу строительства: объемы работы хотят повысить вдвое (206,4%).

«Для достижения показателей необходимо в прогнозируемом периоде освоить более 125 млрд рублей инвестиций в основной капитал, в том числе около 34 млрд рублей в следующем году. Результатом проводимой инвестиционной политики должен стать рост объемов базовых отраслей экономики и сокращение численности безработных с 44,6 тысячи человек до 33,2 тысячи в 2017 году», – отметила Белецкая.

Цифры довольно серьезные, если учесть, что по итогам социально-экономического развития в 2013 году Кабардино-Балкария оказалась «лидером» среди отстающих. Почти по всем показателям республика занимала 82-83-е места в рейтинге субъектов РФ.

Для сравнения: в прошлом году индекс промышленного производства составил всего лишь 93% по отношению к 2012 году. Представляя перед депутатами парламента прошлого созыва концепцию экономического развития КБР, нынешний премьер-министр (а тогда еще министр экономического развития) Али Мусуков назвал индекс промышленного производства «самым худшим показателем среди субъектов РФ в 2013 году».

Плохое наследство

В такой ситуации разработчики прогноза социально-экономического развития КБР рассчитывают на инвестиционные программы. Их более десяти, все на разных стадиях реализации.

Самый крупный из проектов — завод по производству полиэтилентерефталата пищевого и технического назначения «Этана» мощностью 486 тысяч тонн в год.

Однако до недавнего времени эта программа находилась под угрозой «заморозки». В начале года на заседании правительства республики, посвященном проблемам реализации майских указов президента РФ, вице-премьер министр Юрий Альтудов говорил, что проект завода «Этана» распоряжением российского правительства продлен до 2017 года — при условии, что республика сможет найти инвестора, который продолжит строительство.

«Проект находился на грани снятия с рассмотрения и прекращения государственной поддержки, но общими усилиями нам удалось его сохранить», – говорил тогда Альтудов.

Следующий крупный инвестиционный проект — строительство нового международного аэропорта за пределами Нальчика. Хотя и он был на грани закрытия.

«Сумма федерального финансирования составляла около 9,7 млрд рублей. Мы практически выпали из программы, и работы были свернуты. Но благодаря работе властей удалось его сохранить и обеспечить финансирование с будущего года. Уже составлена «дорожная карта», установлены отношения с федеральным органом власти, и этот крупный инфраструктурный проект будет реализован», – уточнил Альтудов.

Но, пожалуй, самым долгожданным проектом является создание единого технологического комплекса горного и обогатительного производств с замкнутым циклом Тырныаузского вольфрамо-молибденового месторождения по добыче сырья с применением инновационных технологий. Этот проект обсуждается на разных уровнях, в том числе на совещании постоянно действующей комиссии по развитию СКФО в ноябре этого года в Нальчике.

Существует и ряд других крупных проектов, при этом в бюджете на следующий год на реализацию госпрограммы «Развитие промышленности в КБР» заложено всего 17,1 миллиона рублей.

Но насколько все эти планы достижимы в условиях санкций против России? Михаил Афашагов считает: «Бюджет получился сбалансированный. Сохраняются тенденции плановости и программно-целевого подхода. И самое главное, он социально ориентирован. Около 70% расходов бюджета будут направлены на социальные нужды.

Денег всегда не хватает, необходимо решать вопросы, которые долгое время не реализовывались. Но, думаем, в процессе исполнения часть вопросов снимется. Наш бюджет, его цифры выполнимы. Да, будет тяжело в связи с геополитической ситуацией в стране, но, думаю, цифры реальные».

Хотелось бы надеяться, что слова депутата окажутся пророческими, и при всей сложности бюджет будет реализован, а люди с минимальными потерями перенесут все испытания с нехваткой денег у государства и в их собственных кошельках.

Залина Арсланова

Источник: kavpolit.com

От admin

Добавить комментарий