25 лет тому назад начался снос Берлинской стены, символа холодной войны, разделения и конфронтации, длившейся 28 лет. А вслед за ним огромная советская империя вдруг стала Содружеством независимых государств, каждое из которых начало свой долгий путь к гражданским свободам. И все это без единой капли крови — благодаря Михаилу Горбачеву, не боявшемуся ломать стереотипы.

Я имел возможность непосредственно наблюдать его потрясающие способности проведения в жизнь перестройки и гласности, когда он выступал по телевидению вместе с актрисами, актерами, певцами и спортсменами, хорошо известными как в СССР, так и за его пределами. Помимо этой важной работы по информационному обеспечению, он поручил известному киргизскому писателю-диссиденту Чингизу Айтматову организовать Иссык-Кульский форум, в состав которого вошли многие известные ученые, художники, литераторы, в том числе Артур Миллер, Элвин Тофлер, Джеймс Болдуин, Александр Кинг, Клод Симон, Аугусто Форти, Зулфу Ливанелли. Мне выпала честь быть его председателем с октября 1986 по 1992 год, когда Форум объявил о том, что выполнил поставленную перед ним задачу.

Мы собирались много раз, особенно в Фонде Зеленого креста и на Мировом политическом форуме, основанных Горбачевым. Штаб-квартиры обеих организаций находились в Женеве. В 2011 году в лондонском Альберт-Холле прошли крупные торжества по случаю 80-летия Горбачева, на которых присутствовало огромное количество гостей.

В обширном зале на большом своде было написано: «Человек, изменивший мир». Думаю, стоит помнить о том, что он сумел сделать с 1985 по 1992 годы. Но давайте не забывать и то, о чем он настойчиво продолжает говорить сейчас: о новой форме мирового управления, приоритетах, реформе ООН.

В результате долгой конфронтации сверхдержав и гонки вооружений образовались огромные арсеналы оружия массового поражения, затмив собой все остальные замечательные проекты, разработанные по окончании Второй мировой войны. Президент Рональд Рейган перенес вероятность возможного конфликта в космос. Пентагон, в котором преобладали представители Республиканской партии, разрабатывал все более изощренные виды оружия. Те правители не смогли усвоить уроки системы, которая, будучи основанной на равенстве, забыла о свободе, но затем, в конце века и тысячелетия, когда ее возглавил новый лидер, изменила направление развития.

Следовало ожидать, что и США, действовавшие на основе принципа свободы, но забывшие принцип равенства — про справедливость уже и говорить не приходится — тоже пересмотрят свою политику. Но вместо этого Вашингтон стал лишь наращивать свои имперские устремления и заменил «демократические принципы» законами рынка. А функции ООН стали выполнять небольшие олигархические группки из шести, семи, восьми или двадцати богатых стран.

Началась оффшоризация, и всячески поощрялась плутократия, а не демократия, верховенство которой провозглашалось в самых первых строках Устава ООН: «Мы, народы… решили избавить грядущие поколения от ужасов войны». Заметьте: «народы», а не государства или правительства.

В 1989 году главными велениями времени были мир и перемены. Параллельно с небывалыми преобразованиями в Советском Союзе, президент Южно-Африканской Республики Нельсон Мандела, проведя 27 лет в тюрьме, с помощью своей политики национального примирения и диалога сумел в короткие сроки покончить с апартеидом и проявлениями расизма. Успешно завершался мирный процесс в Мозамбике. То же самое происходило и в Сальвадоре, где сейчас законно избранным президентом является Сальвадор Санчес Серен (Salvador Sánchez Cerén), лидер Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти. Будучи генеральным директором ЮНЕСКО, по просьбе генерального секретаря ООН Хавьера Переса де Куэльяра я имел честь способствовать возобновлению мирного процесса в Гватемале, начатого президентом этой страны Винисио Сересо (Vinicio Cerezo) с подписания Соглашений в Эскипулас (Acuerdos de Esquipulas).

Все призывало к примирению и новым подходам. Воссоединение Германии давало серьезный повод для размышлений. Однако, вместо того, чтобы вести переговоры и достигать соглашений с теми, кто разрушил Берлинскую стену, неолибералы упорно проводили в жизнь свои собственные планы.

В этой связи я вспоминаю телефонный звонок министра иностранных дел ФРГ Ганса-Дитриха Геншера, пожелавшего, чтобы генеральный директор ЮНЕСКО сопровождал его в первую поездку в Восточную Германию, где он хотел посетить город Галле, место своего рождения. По возвращении мы говорили о роли воссоединившейся Германии в строительстве «новой Европы», о чем еще в 1949 году говорил один из главных идеологов Европейского союза Робер Шуман.

Но все пошло по иному пути. Союз стал не политическим, а валютным. Отлично проработанный Устав Основных прав Евросоюза 2000 года был предан забвению, а рынки (через Германию) стали диктовать свои правила игры, и в итоге дело дошло до того, что в Италии и Греции (колыбели демократии) правительства были назначены без проведения выборов.

9 ноября в Берлине политические деятели тех времен (Горбачев, Геншер …) вместе с нынешними будут вспоминать тот исторический момент, который мог бы оказаться судьбоносным. И я желаю, чтобы сейчас они решительно пересмотрели подходы, которые в ту эпоху последовательно размывали демократию в угоду плутократии, в результате чего бразды правления судьбами человечества оказались в руках весьма узкого круга лиц.

Но вскоре власть гражданского общества окончательно укрепится. Впервые в истории люди могут свободно выражать свои мысли, знают, что происходит в мире. Все более заметной становится роль женщин в мировых делах. Именно демократия, а не плутократия, истинная демократия на международном, региональном, местном и личном уровнях станет основой и движущей силой этого общества. И я искренне желаю, чтобы то, что не случилось тогда, после 9 ноября 1989 года, когда все так страстно желали мира и перемен, произошло сейчас.

Хочу воспользоваться возможностью и пожелать, чтобы очередная годовщина сноса Берлинской стены послужила дальнейшему развитию самоуправления в рамках хорошо продуманной федеральной системы, в которой не будет никаких стен. И тогда не нужно будет потом их сносить.

Наилучший способ соблюдения Конституции — это внесение в нее изменений при необходимости. Берлинская стена была разрушена потому, что таково было веление времени. Вот и сейчас, вместо того, чтобы прибегать к своим властным полномочиям, правительство могло бы способствовать еще большему объединению Испании во всем ее потрясающем многообразии.

Федерико Майор Сарагоса

От admin

Добавить комментарий