Вопросы методики и техники урока трудно выделить «в чистом виде», вне конкретного элемента урока. Поэтому многие вопросы методики урока мы рассматривали в предыдущих параграфах в связи с организацией, например, самостоятельной работы на уроке, участии в дистанционных олимпиадах, изучением нового материала, контролем, домашним заданием и др. В этом параграфе рассмотрим организацию начала урока, некоторые особенности его построения и ведения, включая специфику школьной гигиены.
Учитель иногда упускает из виду, как много значит на уроке его начало, не всегда своевременно оценивает отрицательное влияние неподготовленности класса на общий уровень его знаний. Сколько учебных недель теряем мы, занимая первые две-три минуты оргмоментом?
Прежде всего надо приучить дежурных готовить к уроку предметный кабинет. Никакие строгие приказы, как правило, не помогают, малоэффективны и нравоучения. Нужно терпеливо и доброжелательно учить труду дежурного, показывать, как протирают влажной тряпкой пол, как открывают окно, чтобы ветер не разбил стекла, как собирают и расставляют оборудование, как моют доску, чтобы она не осталась белой, и т. д.
К сожалению, еще на некоторых уроках в классе бывает грязно, душно, не соблюдаются обязательные гигиенические требования. А учитель «ведет» урок или обычный классный час, проводит конкурс по математике, занят прохождением программы. Легко представить, сколько надо будет затратить сил, чтобы компенсировать нанесенный ущерб.
Проблема эта многоплановая. Чистота и порядок в кабинете нужны прежде всего для лучшего усвоения предмета. В проветренном, чистом классе продуктивнее думается, приятнее работается. Если из урока в урок, изо дня в день, в течение многих лет обеспечивается должный порядок в классе, то это не может пройти бесследно для ученика. Он будет более здоров, лучше учиться и, что также очень важно, станет аккуратнее, опрятнее, привыкнет к должному порядку.
Учителю следует убедить учащихся, что труд дежурного важен для успешного проведения урока. Звенит звонок на урок. В класс входит улыбающаяся учительница и говорит: «Как сегодня чисто и свежо в классе! В таком классе хочется работать!» Она подчеркивает, что благодаря труду дежурных всем хорошо.
За две минуты до звонка на урок дежурный приглашает в класс учеников. В младших классах учитель сам следит за тем, как дети входят в класс. Без учителя они могут шумно вбежать и даже продолжать играть. А это уже влияет на качество урока. Рекомендуется их построить перед кабинетом, успокоить, а затем спокойно войти в класс. К уроку готовятся еще на перемене: достают необходимые принадлежности, убирают на место портфель и т. д. Все это надо приучить делать автоматически. Как часто мы наблюдаем другое начало урока. Звенит звонок, а учитель только открывает дверь в кабинет. Входят в класс, готовятся к уроку — проходит две-три минуты. А урок уже идет. И трудно сказать, что здесь важнее: потеря нескольких минут от урока или вырабатываемая привычка разбазаривать рабочее время.
А пока дежурные кладут на стол учителю список отсутствующих в классе сведения о выполнении домашнего задания и готовности к олимпиаде по английскому языку. К сожалению, некоторые уроки еще начинаются с вопроса учителя: «Кто сегодня отсутствует?» — или даже выяснения, кто же сегодня дежурный. Теряются минуты урока, чего можно было бы избежать, имея при себе тематическое планирование, а потерянное время уже не вернуть. То же случается, когда в начале урока ученики отказываются отвечать и объясняют уважительную причину отказа. Время теряется, если мы не приучили школьников к тому, что все объяснения о неготовности к уроку делаются до начала занятий.
Бывают случаи опоздания на урок учителя. Разговор с директором, завучем, разговор с родителями, линейки иногда не укладываются в перемену, и учитель задерживается. Бывают опоздания на урок просто из-за небрежности учителя, интересных разговоров в учительской. С этим нужно серьезно бороться. Учитель обязан показывать пример четкости и организованности. Опоздание на урок — это чрезвычайное происшествие.