Пользователи криптовалюты – нетрадиционного средства платежа, активно продвигаемого в Интернете, – готовятся к запрету. К весне Минфин должен подготовить проект закона, который ограничит как обращение цифровой валюты, так и распространение информации о ней. Профессионалы рынка заверяют, что никаких перемен это не повлечет – слишком сложно контролировать действия частных лиц в сети. С компаниями дело обстоит иначе. Если собственник не мыслит бизнеса без криптовалюты, ему придется перерегистрироваться в Сингапуре, Гонконге, на острове Мэн или Вирджинских островах.

Децентрализованная (одноранговая) сеть «Биткоин» была разработана в период с 2007-го по 2009 год лицом или группой лиц под псевдонимом Сатоси Накатомо. Сеть основана на равноправии участников. Каждый узел одновременно является клиентом и выполняет функции сервера, что позволяет ей работать при любом сочетании узлов. Система использует одноименную цифровую валюту, которую можно использовать для оплаты различных товаров и услуг у продавцов, готовых ее принимать. Биткоины можно обменивать на обычные деньги через специальные торговые площадки. Каждые 10 минут система выпускает валюту, которая в случайном порядке распределяется между машинами, обеспечивающими работу системы. Деньги появляются в любой точке земного шара, в зависимости от расположения обслуживающего систему компьютера. Биткоины не подчиняются ни одной юрисдикции.

Система была создана как решение проблемы «двойного расходования средств» – проведенные операции практически невозможно отменить. Для этого требуются очень большие вычислительные мощности. Система была подхвачена идеологами либертарианства, так как соответствует их идеям о невмешательстве государства в частную жизнь, в том числе финансы.

Изначально биткоин не продавался за валюту. Когда открылась первая электронная площадка, он был равен одному центу. Сегодня курс равен $369.

На прошедшей в четверг, 4 декабря, в Санкт-Петербурге конференции Bitcoin Conference St. Petersburg, посвященной наиболее популярной виртуальной валюте, профессионалы рынка рассказали, чем криптовалюта хороша, как она работает и почему не следует всерьез опасаться регулирующих госорганов.

Организатором конференции выступила компания Smile-Expo, специализирующаяся на проведении мероприятий, способствующих развитию информационных технологий и коммуникаций. Деньги на проведение мероприятия компания получает от участников, по 10 тыс. рублей с посетителя за однодневную конференцию. Аналогичные мероприятия в апреле и сентябре этого года компания уже провела в Москве и Киеве. В следующем году конференции в Москве и Киеве пройдут примерно в то же время года.

Руководитель национального фонда развития криптовалют Игорь Чепкасов перед началом конференции призвал слушателей в преддверии готовящегося в следующем году запрета виртуальных валют «запастись памперсами» и терпением.

«Если криптовалюту запретят, вам всем придется сделать для себя выбор. Тот, кто привык беспрекословно следовать линии партии и правительства, – для вас, скорее всего, развитие криптовалюты в России будет закончено. Тем, кто считает, что у биткоина есть будущее… И это не только его будущее, но и будущее родной страны, я советую запастись памперсами и терпением. Личные финансы – это гражданское право, а права, как известно, не просят – их добывают», – обратился к слушателям руководитель фонда.

Анатомия Bitcoin

Криптовалюта – альтернативные деньги, не имеющие физического носителя, существуют они только в виде байтов информации. Разница с традиционными деньгами на счетах в том, что выпуск криптовалюты проводится без участия государства, по инициативе пользователей той или иной системой электронной наличности. Впрочем, гарантий того, что активы пользователей в один прекрасный момент не испарятся, никто тоже не дает. Обращение криптовалют держится исключительно на доверии пользователей.

Сегодня в мире существует несколько десятков криптовалют, их число неуклонно растет. Биткоин – криптовалюта первого поколения, наиболее простая в использовании. Наибольшей ценностью для пользователей является возможность проводить операции без посредничества государственных регулирующих органов. Система была выстроена таким образом, что единого центра не имеет. Пользователи общаются друг с другом напрямую, без посредников. «Даже если обрубить половину сети, она все равно продолжит работать», – заметил один из участников конференции.

Работу сети обеспечивают майнеры (от англ. mine – рудник, прииск, копи) – машины, осуществляющие переводы (транзакции) в системе. Каждая транзакция записывается в «блоке» – в нем содержится информация о том, кто перевел биткоины, кому и сколько, а также сумма комиссии, перечисляемой майнеру. Информация об операциях складывается в блоки, которые, в свою очередь, поступают в единую бухгалтерскую книгу, доступную всем пользователям системы – bockchain (англ. – цепь блоков). Кроме комиссии майнер, сложивший блок, получает на свой счет вознаграждение – плату за использование мощностей машины.

Биткоин-энтузиаст, автор книг о криптовалюте Алекс Форк объяснил, что плата понижается каждые четыре года. После запуска системы в 2009 году она составляла 50 биткоинов, в январе 2013 года снизилась до 25 денежных единиц, в январе 2017 года сократится до 12,5 биткоинов. Вероятность того, что отдельная машина сложит блок, зависит от ее мощности и количества машин в системе – чем больше машин, тем выше такая вероятность. Сегодня, когда система уже достаточно развита, работу обеспечивает большое число компьютеров, сосредоточенных в руках независимых друг от друга граждан и компаний. И чем больше у пользователя мощных машин, тем выше его вероятность сложить тот или иной блок.

У «денежной массы» биткоинов есть предел, выше которого они не могут раздуваться. «На сегодня системой эмитировано 12,39 млн биткоинов. Верхним пределом разработчики квазивалютной системы выбрали 21 млн биткоинов. Блоки генерируются каждые 9,73 минуты. К 2033 году будет выпущено 99% от всего возможного объема криптовалюты. Последний блок должен быть сложен к 2140 году, вознаграждение за него составит 0,01 биткоина», – объясняет Алекс Форк.

Но, судя по всему, рыночная ниша майнеров уже занята. «Сегодня основной доход от майнинга получают в мире пять центров. Остальные неконкурентоспособны», – уверен основатель альтернативной системы криптовалюты LibreMoney, член «Пиратской партии России» Ярослав Логинов. Разработчик считает, что через 6 – 7 лет Bitcoin перестанет быть интересен именно по этой причине – для его обслуживания требуется слишком много ресурсов. Тогда место биткоина должны занять более сложные криптовалюты второго и третьего поколения. Сегодня цена одного майнера в зависимости от его мощности колеблется от 40 тыс. рублей до $ 15 тыс.

За криптовалютой – к новым берегам

Главной темой петербургской конференции стало грядущее противостояние с госорганами, контролирующими финансовый сектор. Опасение профессионалов рынка цифровых валют вызывает законопроект Министерства финансов о запрете альтернативных денег. На сегодня использование криптовалют в России не регламентировано. Однако это не значит, что проводить операции с ней легко. По словам управляющего партнера юридической фирмы «Толкачев и партнеры» Артема Толкачева, судьбоносным для работы с «новыми деньгами» стало обращение Банка России в январе. Регулятор предостерег банковский сектор и население от использования криптовалют. Гражданам он посулил большие убытки от внезапной потери стоимости актива. Подчеркнул регулятор и тот факт, что криптовалюта может быть использована для легализации доходов преступным путем и финансирования терроризма – операции через цифровые деньги анонимны, и для того, чтобы отследить их, требуются больше усилия регулирующих органов.

После Центробанка по поводу биткоинов высказались Генпрокуратура и Росфинмониторинг. В своих посланиях они назвали криптовалюту денежным суррогатом, хотя само определение суррогата в законодательстве отсутствует. Эту погрешность и призван исправить новый закон. В первую очередь он введет определение денежного суррогата. Таким образом, можно будет наконец предметно бороться с цифровыми деньгами. Под запрет попадут эмиссия криптовалюты, создание и использование на территории России программного обеспечения для нее, распространение о ней любой информации, а также осуществление любых операций. Наказанием послужат штраф, доходящий для юридических лиц до одного миллиона рублей, и блокировка портала, на котором размещена запретная информация. Блокировка войдет в полномочия Роскомнадзора.

«По всей видимости, закон будет принят во время весенней сессии Государственной Думы. И Россия встанет в один ряд с Исландией и Вьетнамом, запретившими электронные деньги у себя», – констатировал Артем Толкачев. Частичный запрет на своей территории ввел Китай: с начала 2014 года работать суррогатными деньгами перестали банки этой страны, хотя на граждан запрет не распространяется.

Опасность законопроекта в том, что определение суррогатных денег размыто. «Во-первых, суррогатом объявляются деньги, не прописанные в федеральном законодательстве. Во-вторых, альтернативные деньги, чтобы их признали суррогатом, должны быть использованы в качестве платежа. Под определение попадают, например, бонусы, применяемые различными компаниями в качестве поощрения лояльных клиентов», – предостерегает Толкачев.

Позиция Европейского Центробанка остается расплывчатой и скорее предупреждает пользователей о возможных потерях, чем признает легитимность новых валют.

Кроме стран-запретителей в мире существуют и государства, поставившие криптовалюту под строгий контроль. Сингапур контролирует криптовалюту с позиций своего Денежно-кредитного управления (MAS). Все операции облагаются налогом на доходы. В Гонконге цифровые деньги не урегулируются финансовыми органами из-за крайне нестабильного курса. Суррогатные деньги там могут быть средством платежа, но деньгами или валютой их не признают. Кроме того, биткоины и прочие цифровые финансы разрешены на Вирджинских островах и острове Мэн. Юристы склоняются, что стремящимся работать с bitcoin компаниям следует перерегистрироваться под одну из указанных юрисдикций – это позволит работать с криптовалютой без лишних затруднений.

Валюта нового пространства

И все же пользователям криптовалют нечего бояться даже с вступлением в юридическую силу нового запрета. Основатель русскоязычного информационного сайта о криптовалютах BTCsec.com Иван Тихонов заявляет, что государству выгоднее будет закрыть глаза на новый стоимостной эквивалент, чем открыто с ним бороться. «Для повышения защиты анонимности пользователя могут быть использованы более сложные валюты. Спроса на них не будет, пока государство не попытается ограничить криптовалюту. Тогда на анонимность появятся и спрос, и деньги. А ввязываться в борьбу без гарантии, что она будет выиграна, – слишком опасно для властей», – уверен Тихонов.

Он предположил, что власть будет давить на распространение информации. Техническая борьба слишком затратна и непредсказуема по своему исходу. Таким образом, биткоин будет развиваться в зависимости от спроса – как открытая система либо как защищенная.

Алекс Форк уверен, что если в юридической плоскости электронные валюты поддаются запрету, то в физической реальности проконтролировать их использование практически невозможно. «Bitcoin существует только в виде байтов информации. И если компанию, которая проводит все операции через банковский счет, можно наказать за использование суррогата, то отдельный гражданин может пользоваться электронной валютой, просто выйдя в Интернет. Содержимое электронного кошелька можно перевести в оффшор, где и обратить его в более привычную нам иностранную валюту, которая затем конвертируется в рубли. В принципе, определить человека, совершившего транзакцию, можно. Но для стопроцентной блокировки всех заинтересованных лиц необходимо исключить возможность самого выхода в Интернет», – сказал он.

Беззащитный актив

Нагляднее всего влияние политики на внедрение глобальных общественных нововведений демонстрирует опыт Украины. После смены режима в стране было создано первое биткоин-агентство. «При Януковиче финансовые рынки жестко контролировались, и создать подобную компанию было невозможно», – говорит основатель агентства Kuna Bitcoin Agency Михаил Чобанян. Агентство создано в марте, это первая подобная организация в Восточной Европе. Занимается консалтинговыми услугами в сфере криптовалюты, по требованию клиентов осуществляет покупку-продажу электронных денег. Чобанян признает, что пока предприятие убыточно, но уже в следующем году оно должно выйти на самоокупаемость. По словам руководителя KBA, криптовалюту на территории Украины используют уже шесть юридических лиц.

Для определения курса биткоина используется индекс, разработанный компанией. Точный способ определения цены криптовалюты Михаил Чобанян назвать отказался, но в общих чертах технологию раскрыл: «Курс биткоина определяется при помощи информации с трех валютных бирж, курсов частных коммерческих банков и других источников, вплоть до профессиональных игроков черного рынка валюты. На сегодня bitcoin равен 6393 гривнам, или $ 369. С начала года он упал почти в два раза – цена одного bitcoin составляла $ 800, но в конце прошлого года, после объявления об ограничениях Центробанка Китая, курс резко пошел вниз».

По словам финансового аналитика Alpari Анны Кокоревой, причина в том, что транзакции в юанях составляют около 70% от bitcoin-операций. Аналитики настроены по отношению к новой технологии скептически. Например, директор аналитического департамента Alpari Александр Разуваев называет криптовалюту «полукриминальным» активом: биткоины практически невозможно контролировать. К тому же развитие криптовалют навредит экономике России, и так обесточенной из-за западных санкций. «У нас слишком мало денег в экономике, чтобы ими еще и разбрасываться. Чтобы питать ее, люди должны нести свободные средства в банки или на биржи. Средства, переведенные в криптовалюту, минуют реальный сектор и фактически не работают на хозяйство страны», – заключил эксперт.

Глава аналитической службы ИК «Доходъ» Всеволод Лобов считает электронные деньги крайне рискованным капиталовложением с неизвестными параметрами риска. Колебания курса того же биткоина велики, а его зависимость от конкретных факторов до конца не изучена. Эксперт не видит возможности, при которой органы власти различных стран позволили бы заменить привычные деньги на криптовалюту. «Чтобы создать современную финансовую систему, человечеству понадобились большие усилия и ресурсы. Изначально обычные деньги по своей сути тоже были мошенническими – до создания Центробанков они ничем не были обеспечены. Но после создания регулирующих органов валюта стала обеспеченной и контролируемой. Не представляю, чтобы кто-либо отказался от всех достижений в финансовой сфере. Даже если человечество придет к неконтролируемой криптовалюте, впоследствии ее все равно придется поставить под контроль. Не стоит делать эволюционных ошибок, которые уже пройдены», – уверен аналитик. Лобов добавил, что если экономически использование цифровых денег может быть интересно отдельным группам, то социальный запрос требует гарантий сохранности сбережений.

Эксперты согласны с тем, что поставить криптовалюту под полный государственный контроль окончательно не удастся. Вряд ли какое-то государство согласится на полное отключение Интернета.

Не обеспеченная ни материальными активами, ни государственными гарантиями криптовалюта гарантий безопасности вложений обеспечить не может. Наглядным примером служит крушение биткоин-биржи MtGox. Площадка, бывшая два года назад крупнейшей, 10 февраля 2013 года объявила об исчезновении со своих счетов 850 тысяч Bitcoin. На тот момент это было эквивалентно $ 620 млн. Так как транзакции в системе анонимны и необратимы, биржа вынуждена была объявить о своем банкротстве. Найти средства инвесторов так и не удалось.

Для сбережений цифровые деньги и вправду слишком нестабильны. За день курс Bitcoin может измениться на 10%. Отсутствие гарантий делает актив привлекательным лишь для самых отчаянных любителей риска. Но все же предсказать будущее нового способа расчетов сегодня вряд ли возможно.

Любое общественное новшество, тем более с претензией на глобальное переустройство мира, всегда встречало отчаянное сопротивление. Самостоятельно эмитированная электронная валюта в это определение гармонично вписывается. Бороться с криптовалютой до победного конца при современном развитии технологий не представляется возможным. В итоге ее либо научатся с выгодой использовать наряду с другими финансовыми инструментами, либо Bitcoin и прочие цифровые деньги сделаются нелегальными и станут средством платежа в теневой экономике. Интересно, что большинство участников конференции уверяли, что по своей природе Bitcoin деньгами не является. Что не мешало им увлеченно фантазировать, как через некоторое время новая система расчетов вытеснит традиционную валюту. Между тем применение альтернативных денег, по словам экспертов, снижает способность центробанков влиять на денежную массу и бороться с кризисными явлениями. На протяжении истории изготовление суррогатных денег приравнивалось к фальшивомонетничеству и каралось самыми жесткими мерами – от ссылок до смертной казни. С учетом предлагаемых Минфином мер, стоит признать, что российское правительство начинает наступление на незнакомый актив достаточно мягко.

Герман Костринский

Источник: fontanka.ru

От admin

Добавить комментарий