Так называемую «дедушкину оговорку» хотят распространить на российские компании — идею уже поддержало Минэкономразвития.

На российские компании не должны распространяться новые или увеличенные федеральные налоги в течение 7 лет после ужесточения налогового режима. Как выяснили «Известия», такой законопроект, изменяющий ст. 3 Налогового кодекса (НК), разработал единоросс, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров. Так, предложено распространить на российский бизнес так называемую дедушкину оговорку — широко используемый в мировой практике принцип защиты иностранного инвестора от изменения законодательства. Федоров также сообщил, что поправки в НК он на днях направил в правительство. В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова сообщили «Известиям» о «необходимости стремиться к налоговой предсказуемости, а меры и инструменты, в том числе и «дедушкина оговорка», должны быть проработаны профильными ведомствами». В Минэкономразвития заявили, что поддерживают законопроект.

В России «дедушкина оговорка» (в широком смысле — принцип защиты лица от новых ухудшающих его положение законодательных норм) закреплена в ст. 9 закона «Об иностранных инвестициях», принятого летом 1999 года. Она позволяет иностранному инвестору избежать в течение 7 лет действия новых законодательных актов, в случае если они повышают размеры федеральных налогов.

Это зарубежные юрлица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения. По словам гендиректора компании «2К Аудит-Деловые консультации» Тамары Касьяновой, для получения статуса иностранного инвестора достаточно владения 25% капитала нерезидентскими структурами. Также под «дедушкину оговорку» в России попадают иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами РФ.

Для российских компаний Федоров предлагает установить тоже 7-летнюю отсрочку — чтобы стимулировать развитие внутренних инвестиций. По словам депутата, в данном случае компании будут более четко планировать инвестиционную деятельность, отсрочка позволит им подготовиться к повышению налогов.

«Распространение гарантий по «дедушкиной оговорке» исключительно на правоотношения, связанные с реализацией иностранных инвестиционных проектов, представляется недостаточным в условиях, когда российская экономика сталкивается с современными вызовами, в том числе с серьезным политическим давлением со стороны иностранных государств (санкциями), а также с мировым экономическим спадом и иными негативными последствиями в мировой экономике, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — Поэтому предлагается распространить оговорку на российские компании — у них должно быть время подготовиться к повышению федеральных налогов».

К основным федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (18%), налог на прибыль (20%), акцизы, налог на доход физлиц (13%). Как напоминает Сергей Назаркин, партнер консалтинговой компании Amond & Smith Ltd, в последнее время обсуждался ряд инициатив по повышению налогов, которые можно объяснить ухудшением экономической ситуации и стремлением государства пополнить бюджет. Минфин выступил с инициативами повышения НДФЛ (повышение основной ставки с 13% до 15%) и НДС (повышение основной ставки с 18% до 20%). Кроме того, по словам эксперта, велика вероятность, что с 2015 года будет увеличена ставка НДФЛ на выплачиваемые дивиденды — с 9% до 13%.

В отчете конференции ООН по торговле и развитию (январь 2014) говорится, что объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию в 2013 году составил $94 млрд — это на 84% больше, чем годом ранее. Таким образом, в общемировом рейтинге притока ПИИ Россия впервые заняла 3-е место (в 2012 году РФ была на 9-м месте с показателем в $51 млрд). Инвестиции в российскую экономику составили ровно 75% всех ПИИ в страны с «переходной экономикой». Всего приток иностранных инвестиций в эти страны за 2013 год составил $126 млрд — рост на 45% в годовом исчислении. По статистике Минэкономразвития, крупнейшими инвесторами в Россию являются Кипр ($2,9 млрд) и Люксембург ($1,9 млрд).

В то же время, как сказали «Известиям» в Минэкономразвития, объем внутренних инвестиций в экономику России в 2013 году составил 13,3 трлн рублей ($272 млрд), снизившись на 0,2% по сравнению с 2012 годом. По оценке министерства, в 2014 году внутренние инвестиции могут составить 13,5 трлн рублей.

— Мы поддерживаем идею отсрочки вступления в силу изменений в налоговое законодательство, — заявила «Известиям» помощник министра экономического развития Елена Лашкина. — Необходимо тщательно проработать все детали такого механизма.

В Минфине не ответили на запрос «Известий». В Федеральной налоговой службе отметили, что анализ законопроекта Федорова — прерогатива Минфина и Минэкономразвития.

— Мораторий на увеличение налоговой нагрузки для внутреннего инвестора не помешает, — говорит зампредседателя комитета Госдумы по финрынку Дмитрий Савельев (фракция ЛДПР). — 7 лет — это минимум для серьезного инвестиционного проекта.

Директор департамента правового и налогового консалтинга АКГ «Деловой профиль» Лариса Рожкова считает, что введение оговорки, предполагающей защиту российских инвесторов от ужесточения налогового законодательства, позволит уравнять шансы российских инвесторов с зарубежными, которые давно этим правом пользуются, и это справедливо.

— Несмотря на рост зарубежных инвестиций, наибольший приток происходит от компаний, зарегистрированных в зонах льготного налогообложения, — говорит Рожкова. — Это позволяет сделать закономерный вывод, что происходит возврат средств из офшоров. Создание более благоприятных условий для российского бизнеса позволит не только увеличить этот приток, но и уменьшить отток капиталов за границу (в 2013 году достиг $61 млрд, прогноз министра финансов Антона Силуанова на 2014 год — $130 млрд).

По словам адвоката компании «Яковлев и партнеры» Святослава Паца, идея распространения «дедушкиной оговорки» на национальных инвесторов не нова, такой режим защиты инвестиций действует, например, в Киргизии.

— В России эта концепция обсуждалась в связи с созданием в Москве международного финансового центра, но отражения в законодательстве не нашла, — говорит Пац. — Активизация законотворческих усилий в данном направлении можно объяснить тем, что в результате санкционной войны поток иностранных инвестиций в Россию неизбежно сократится, а стартовавшая деофшоризация фактически лишит многие компании статуса иностранных инвесторов. Соответственно, необходимо сбалансировать данные негативные факторы и обеспечить приток прямых инвестиций в российскую экономику.

Анастасия Алексеевских

Источник: izvestia.ru

От admin

Добавить комментарий