Пока народная медицина пытается выжить в узких границах ФОМС, те, кто ее затеял реформу, уже законодательно обезопасили себя от ее последствий. Чего только стоит поправка в статью 42 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», благодаря которой значительная часть госчиновников будут лечиться также за счет госбюджета. И если пожелает, сделает это за границей.

Готовьтесь к принудительному излечению!

В ноябре московские муниципальные поликлиники в срочном порядке начали «прикрепление» пациентов, ведь теперь оплата происходит «подушно» — за каждого больного. В регистратурах — толпы возбужденных пациентов выясняют, почему они — не в списках поликлиник, где лечились всю сознательную жизнь. Или не понимают, куда и зачем их все-таки приписали. Кое-кто с удивлением узнал, что его вместе с семейством «украли» из базы в ту поликлинику, где он обследовался один раз. Другие — что числятся в двух поликлиниках — в разных концах Москвы.

В очередях рыдают и ругаются молодые мамы, инвалиды и пенсионеры: те, кому трудней всего для расследования инцидента добираться в эти «края географии». Увы, при «раздвоении личности», случившемся по вине неизвестного оператора ЕМИАС или желающего увеличить «подушный фонд» администратора ЛПУ, пациентам не получить ни лечения, ни льготных лекарств.

Полагаю, что не одной сотне «условно-учтенных» мертвых душ была проведена не менее условная диспансеризация. Страховщики уже успели раздать врачам списки больных — от 300 до 500 «чужих» пациентов, которых они обслужили в ущерб родному учреждению. Ущерб, существенный, особенно если пациенты были направлены на дорогостоящие высокотехнологичные анализы. Это все — последствия нововведения о «подушном» учете.

А теперь представим, что вся эта буффонада происходит… в Поликлинике при Управлении Президента РФ, где лечатся госчиновники. Не можете? А ведь именно чиновники работают над улучшением качества здравоохранения для всех остальных пациентов. Государственная медицина уже давно является у нас «условно-бесплатной», и объемы услуг, причисленным к «дополнительным», неконтролируемо и непредсказуемо нарастают. Цена на одно и то же УЗИ брюшной полости может отличаться в 4 раза, в зависимости от пристрастий администраторов медучреждений.

По данным ученых Высшей школы экономики, личные расходы населения на медицинскую помощь составляет 40-45% от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных). Более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% — за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% — за стоматологические услуги.

Все больше пациентов отказывается от обращения к врачам из-за нехватки средств. Среди средних слоев населения по данным недавнего исследование социальных расходов домохозяйств (НОБУС) «отказников» — 50%, а среди беднейших слоев населения — все 60. Ни один из этих «условно-бесплатных» пациентов не может сам выбрать наиболее подходящую ему по набору услуг страховую компанию, которая будет оплачивать его лечение в государственных медучреждениях. Хотя в западных странах такая возможность есть уже давно. Мы уже писали, например, о системах больничных касс в Израиле.

Хотя по конституции, все граждане РФ имеют право на бесплатное медобслуживание, но у некоторых эти права ровнее. И лечатся они, как и в советское время, в параллельной «кремлевской» системе здравоохранения. Вероятно, именно по этой причине не всегда ведают, что творят в обычном здравоохранении.

Мы свой — особый мир построим!

Процитирую принятый 22 октября 2014 г. Федеральный закон № 314-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в частности, в статью 42 «Особенности организации оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан»:

б) дополнить частью 3 следующего содержания: «3. Особенности организации оказания медицинской помощи лицам, занимающим государственные должности Российской Федерации, лицам, замещающим отдельные должности федеральной государственной гражданской службы, и иным лицам устанавливаются актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации»; 4) в статье 83: б) дополнить частью 61 следующего содержания: «61. Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, указанным в части 3 статьи 42 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет: 1) бюджетных ассигнований федерального бюджета; 2) средств обязательного медицинского страхования».

Следовательно, госчиновники, в отличие от обычных граждан, будут получать медицинскую помощь сразу из двух источников: и из ОМС, и из госбюджета.

Сейчас только в поликлинике Управления делами президента (так называемой Кремлевской) лечатся 30 тысяч пациентов. В комплексе из четырех корпусов и нескольких мощных лабораторий работают 1500 сотрудников. Среди них — 27 академиков, более 50 кандидатов наук, 250 заслуженных врачей. Вообще же медицинская база состоит из 64 медицинских подразделений, включая больницу.

Все медучреждения этой системы ведут и платный прием для всех граждан РФ, причем по не слишком завышенным ценам. Заключить договор о медобслуживании на год там можно примерно за 150 тысяч рублей на человека. Но проходить там регулярное и бесплатное лечение куда полезней для здоровья. Те, кто «приписан» к этой поликлинике, имеют все шансы раннего выявления тяжелый заболеваний, и не только их. Как заявляет руководство «Кремлевки», за последние 10 лет в российских поликлиниках, в среднем, было выявлено около 12% злокачественных опухолей, а «кремлевке» этот показатель составляет более 72%. Диагностика злокачественных опухолей на ранней (I и II) стадии, которая наиболее поддается лечению, в поликлинике составляет 75-80%…

Таким и должно быть настоящее, качественное здравоохранение, но возможности обеспечить его для всех граждан РФ в бюджете нет. Потому позаботились о наиболее ценных членах экипажа. Зимой 2014 — о судьях и должностных лицах Верховного суда, осенью — о депутатах и сотрудниках аппарата Президента.

5 февраля 2014 года Указом Президента №572 в соответствии с Федеральным конституционным законом №3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» установлено, что социально-бытовое, медицинское и санаторно-курортное обслуживание председателя, заместителей и председателей судебных коллегий ВС и членов их семей будет производиться на уровне Председателя правительства, его заместителя и членов их семей. Судей ВС — на уровне депутатов Госдумы и членов их семей, сотрудников аппарата ВС — на уровне федеральных госслужащих Аппарата правительства РФ.

Медицинское обслуживание Верховного суда оплачивается из бюджета суда. И собственно, вряд ли кто-то бы придрался к особому положению судей, ведь речь идет о ведомственном здравоохранении, если бы деньги на него не выделялись из госбюджета. Того самого, в котором — дефицит средств для всех остальных категорий населения. А во все остальные категории входят наши родные и близкие, судьба которых волнует нас куда больше, чем обеспечение объективности судей и благополучия других госчиновников.

Между тем, по ст. 41 Конституции РФ — охрана здоровья всех граждан РФ должна финансироваться и из госбюджета, и из ФОМС, и из других источников. Но теперь, учитывая весьма скромные отчисления в фонд обязательного страхования от работающих граждан, доступность здравоохранения для многих станет совсем уж эфемерной величиной. Зато время ожидания медпомощи увеличится вместе со смертностью рядовых граждан.

Уже сейчас в провинции закрыты десятки «нерентабельных» отделений хирургии в небольших городах. Впрочем, перевод службы скорой медпомощи на финансирование исключительно из ФОМС с 2013 года тоже не способствует снижению смертности. Кстати, в провинции на нужды СМП не выделяется даже нормальных обезболивающих, а баралгин не всегда может предотвратить болевой шок. Закрытие же хирургических отделений ведет к тому, что экстренных пациентов не довозят до дальних больниц. А теперь представим себе бригаду скорой с баралгином и физраствором в аптечке, направляющуюся к госчиновнику!

Заграница нам поможет!

По данным доклада «Российское здравоохранение: как выйти из кризиса», подготовленного учеными Высшей школы экономики (ВШЭ), Россия существенно отстает от индустриально развитых стран мира по объему финансирования, но гораздо больше — по конечным показателям результативности деятельности системы здравоохранения. К числу таковых относится и справедливость распределения средств (уровень социальной защиты наиболее нуждающейся части населения).

«Все это происходит на фоне значительного улучшения здоровья и снижения смертности в большинстве развитых стран. В итоге к началу XXI столетия Россия вернулась примерно к тому же уровню отставания по показателю продолжительности жизни от западных стран, какой был в царской России в начале XX века, причем этот показатель для мужчин даже вырос», — отмечается в докладе. Вероятно, по этой причине даже «элитный» уровень российского здравоохранения не устраивает наших чиновников, и они предпочитают лечиться за границей, но за государственный счет.

Напомню, на особом финансировании находятся не только чиновники федерального уровня. Например, в Мосгордуме финансируется медобслуживание госслужащих с первого по двенадцатый классный чин — вместе с членами их семей, а начиная с 13 классного чина — уже без «домашних». Безотказно работают ведомственные «думские» и правительственные поликлиники и для других регионов.

Еще в мае 2014 года фракция КПРФ внесла в Госдуму предложение: запретить чиновникам и их супругам и несовершеннолетним членам их семей проходить лечение за границей, за исключением тех случаев, когда на лечение их официально направляет Минздрав. По мнению депутатов, изменения в стране носят реально благотворный характер только тогда, когда интересы чиновников ощутимо задеты. С этим мнением согласился и председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников. Однако позже — когда проект прошел уже несколько предварительных чтений, от этой идеи отказались. Ведь запрет нарушал ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех граждан перед законом. Однако не понятно, почему тогда чиновники — «равней других» и могут поправлять здоровье за счет госбюджета? Тем не менее, 29 сентября 2014 года комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендовал отклонить законопроект. И в этом вопросе возникла еще одна правовая коллизия.

В сентябре 2014 года правительство одобрило законопроект, который предусматривал максимальный порог отчислений в ФОМС — 5,1% с зарплаты наемного работника от работодателя. Заметим, что это делается в том случае, если годовой доход работника — не более 624 тыс. в год (примерно, 52 тысячи рублей в месяц). Если зарплата выше — будет снято уже 10,2%, то есть, как будто работник получает эту сумму дважды. Хотя удельный вес «серых» зарплат в экономике до сих пор очень высок. Предполагается, что минимальный размер выплат в ОМС будет установлен и для безработных.

Казалось бы, пройден «психологический» порог низкого ОМС, и теперь деньги потекут в госмедицину рекой. Не тут-то было! Из увеличившегося фонда они могут снова перетечь в бюджет, едва Госдума примет закон о том, что из ФОМС можно изымать средства на другие нужды. Например, на лечение госчиновников за границей.

От admin

Добавить комментарий