КНР стремится стать глобальным поставщиком оборонной продукции

Стокгольмский международный институт исследования проблем мира СИПРИ (SIPRI) сообщил, что в 2013 году Китай поднялся на четвертое место в области продаж вооружений на мировом рынке, вытеснив с него Францию и переместив Великобританию на шестую позицию. Десятый международный салон «Эйршоу Чайна-2014», завершившийся 16 ноября в китайском городе Чжухае, показал: КНР становится унифицированным поставщиком всего спектра военной аэрокосмической продукции – от разведывательных спутников до высокоточных боеприпасов малого диаметра.

Благодаря значительным государственным инвестициям в ОПК и ключевым экономическим реформам 1998 года, которые способствовали повышению конкуренции за счет создания крупных консорциумов, Китай получил возможность продвигать на мировой рынок продукцию в различных сегментах оборонной промышленности, в частности четыре семейства авиационных высокоточных боеприпасов.

Что касается аэрокосмического сектора, Пекин продолжает приобретать российскую продукцию. Например, близятся к завершению переговоры о поставке новейших истребителей Су-35 и систем ПВО С-400. Однако покупая и во многих случаях копируя приобретаемые с начала 90-х годов системы, Китай не только постепенно превращается в конкурента России на мировом рынке, предлагая продукцию по более низким ценам, но и становится все более готовым к соперничеству по характеристикам своих изделий с европейскими и американскими военными производителями.

Успехи и ограничения

К числу основных проблем, тормозящих полномасштабное продвижение китайской оборонной продукции на мировой рынок, относятся отсутствие надежных эффективных отечественных авиадвигателей и доминирование на региональных рынках устоявшихся поставщиков. В меньшей степени это связано с приобретенным боевым опытом и настороженным отношением западных стран к Пекину, политическим давлением и санкциями. Например, США запретили появление на чжухайском авиашоу южнокорейской пилотажной группы «Блэк игл» (Black Eagles), которая выступает на учебно-боевых самолетах T-50B производства «Кориа аэроспейс индастриз» (Korea Aerospace Industries – KAI), поскольку в их составе имеется двухконтурный ТРДД F404 производства американской компании «Дженерал электрик» (General Electric). Еще одним примером настороженного отношения к Китаю, известного своими успехами в разработке сетевого программного обеспечения, является тот факт, что западные промышленные компании на выставке по-прежнему используют бумажные проспекты и брошюры для презентаций вместо USB-флэшек.

“ Позиции Пекина в секторе ракетных технологий и коммерческого космоса будут усилены в начале 2020-х, когда ожидаетсястроительство на орбите китайской станции ”

Одним из свидетельств того, что Китай энергично рекламирует свои аэрокосмические и оборонные изделия в глобальном масштабе, является его присутствие на ключевых региональных выставках типа IDEX в Абу-Даби и авиашоу в Дубае, а также расширение присутствия на салонах в Южной Африке, Индонезии, Малайзии, Бразилии, Перу, Чили и Турции.

Большой объем продаж китайской военной продукции по-прежнему приходится на таких его традиционных клиентов, как Пакистан. Но в сентябре 2013 года КНР уже выиграла свой первый в странах – членах НАТО тендер. Турция выбрала победителем участника, предлагающего продукцию по самой низкой стоимости, – Китайскую корпорацию аэрокосмической науки и техники (CASIC – China Aerospace Science and Industry Corp.) с ЗРК FD-2000/HQ-9 четвертого поколения дальностью 125–150 километров. Корпорация одержала победу в тендере над российским концерном «Алмаз-Антей» с системой С-300ВМ и «Рейтеон» (Raytheon) с PAC-3 «Пэтриот» (Patriot).

Хотя эта сделка все же не состоялась из-за давления США и их союзников по НАТО, тем не менее выбор Турции – очевидный признак роста конкурентоспособности КНР в области ракетной и космической техники. Две основные китайские системы ПВО четвертого поколения – HQ-9 и HQ-16A дальностью 50 километров созданы на базе С-300ПМУ и «Тор-М1» соответственно, которые состоят на вооружении НОАК.

Китай также работает над созданием систем, аналогичных PAC-3 и SM-3 компании «Рейтеон». Но и это еще не все. Благодаря стимулированию конкуренции в стране компания «Норинко» (Norinco) (национальный лидер в создании наземных систем) и Лоянский электрооптический технологический центр (разработчик ракет класса «воздух-воздух») представили в 2012 году свой ЗРК «Скай Дрэгон» (Sky Dragon) дальностью 50 километров, в котором применяется ЗУР с активным наведением DK-10, созданная на базе современной авиационной управляемой ракеты средней дальности SD-10A/PL-12. Как и Россия, Китай разрабатывает и демонстрирует также РЛС противодействия малозаметным летательным аппаратам.

Кроме того, КНР имеет два семейства экспортно ориентированных оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) с баллистическими ракетами. В их числе комплекс на мобильной пусковой установке дальностью 280 километров B-611M и линейка, включающая ОТРК BP-12A вертикального запуска дальностью 200 километров и SY-400 дальностью 150 километров. Даже притом что эти ОТРК, вероятно, являются современными, точными, маневренными, сопоставимыми по характеристикам, но более дешевыми, чем российский комплекс «Искандер-М», они не продаются за пределами Китая. По заявлению российских официальных лиц поставки «Искандера-М» на экспорт не предусматриваются ранее 2016 года в связи с необходимостью первоочередного выполнения гособоронзаказа на эти комплексы. Один из китайских источников на выставке вооружений SITDEF 2013 в Лиме отметил, что эти ОТРК слишком дорогие для региональных клиентов.

Потенциальные заказчики и перспективные разработки

Пока показатели экспорта китайских боевых самолетов остаются невысокими. Продвижение на мировой рынок двух известных истребителей тормозится отсутствием заказа на них со стороны ВВС НОАК. В целом же возможности экспорта и техподдержки продолжат зависеть от сотрудничества с Россией до тех пор, пока не будет развита авиадвигателестроительная отрасль Китая.

По мнению специалистов, одномоторный истребитель FC-1 (или JF-17, как его называет участвующий в проекте Пакистан) разработки «Чэнду эйркрафт индастриз групп» (Chengdu Aircraft Industry Group – CAC), стоимость которого 30–35 миллионов долларов, по своим характеристикам на 85–90 процентов соответствует истребителю F-16C производства «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) стоимостью 70–90 миллионов долларов. В Пакистане начинается производство FC-1 в версии «блок-2» с топливозаправочной штангой. Судьба двухместной версии FC-1S, представленной на парижском авиасалоне в 2013 году, остается неясной, в то время как пакистанские источники на «Дубай эйршоу-2013» заявили, что их эта версия не интересует.

Объемы производства JF-17/FC-1 в Пакистане могут составить от 200 до 300 единиц. За последние четыре года такие страны, как Египет и Аргентина, исследовали возможность локального совместного производства этого самолета, в то время как в числе его заинтересованных потенциальных заказчиков называются Азербайджан, Алжир, Бангладеш, Мьянма, Саудовская Аравия, Шри-Ланка и Венесуэла.

Если финансово неустойчивая Аргентина все же инициирует программу совместного производства, она, вероятно, будет реализовываться через оборонный совет Союза южноамериканских наций (УНАСУР). Однако этот шаг может встревожить Лондон. На салоне «Париж эйршоу-2013» представители аргентинской промышленности пояснили, что одной из причин их интереса к FC-1 является то, что он может оснащаться гиперзвуковой противокорабельной ракетой CM-400AKG разработки CASIC, представленной на «Эйршоу Чайна-2012». Эти истребители могли бы выполнять задачи по поражению новых британских авианосцев в случае очередного конфликта за Фолклендские острова. Согласно пакистанским источникам сообщения о том, что CM-400AKG достигла боеготовности, вероятно, относится к варианту ракеты для поражения наземных целей.

На чжухайском авиасалоне подтвердились предположения относительно экспортной направленности нового малозаметного истребителя J-31 («Цзянь-31») компании «Шэньси эйркрафт» (Shaanxi Aircraft), который совершил первый полет в октябре 2012 года. Разработка этого самолета, аналогичного F-35 за исключением двухдвигательной компоновки, продвигается медленнее, чем более габаритного J-20 («Цзянь-20») компании «Чэнду».

В Чжухае состоялся и дебют тяжелого военно-транспортного самолета (ВТС) Y-20 разработки «Сиань эйркрафт» (Xian Aircraft), оснащенного четырьмя ТРДД. В настоящее время летные испытания в рамках этой программы проводятся с участием двух или трех опытных самолетов, оснащенных двигателями Д-30 российского производства. Согласно данным Университета национальной обороны НОАК (National Defense University) Китай может приобрести до 400 транспортников Y-20.

Отсутствие в Китае готовых к производству современных двигателей тормозит развитие военных самолетов и их продаж на мировом рынке. Двигателестроительное подразделение «Лимин» (Liming Fero Engine group) корпорации «Шэньян» (Shenyang Aircraft Corp) с 2008 года выпускает турбореактивный «Тайхан» (Taihang) для оснащения семейства истребителей J-11B, J-15 и J-16, созданных на базе самолетов «Сухого». По имеющимся данным, он до сих пор не достиг требуемого уровня надежности. Вероятно, по этой причине «Чэнду» приняла решение оснастить российским ТРДДФ АЛ-31 стартовую партию J-10B – первого оснащенного БРЛС с АФАР китайского истребителя.

Производимый компанией «Гуйчжоу» (Guizhou Aviation Industry Group – GAIG) двигатель WS-13 «Тайшань» (Taishan) с 2010 года проходит летные испытания на истребителе FC-1. На его базе разрабатывается модификация мощностью 10 тысяч килограммов, но китайские СМИ не спешат комментировать статус этой программы. С января 2014 года на интернет-сайтах стали появляться снимки китайского ТРДД с высокой степенью двухконтурности, установленного на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. WS-20, имеющий, по всей вероятности, мощность 14 тонн, предназначен для ВТС Y-20, однако статус этой программы также неизвестен.

Все грани экспортной стратегии

Основная экспортная стратегия Китая в области военной авиации предусматривает завоевание рынка учебно-тренировочных самолетов (УТС). ВВС НОАК приобрели три типа перспективных УТС с целью поддержки зарубежных устремлений промышленности. Поначалу военно-воздушные силы отказывались закупать новые сложные УТС и с конца 90-х годов применяли для обучения летчиков K-8/JL-8, который состоит на вооружении 13 стран. Сейчас по заказу ВВС НОАК в производстве находятся два новых сверхзвуковых УТС: недорогой одномоторный FTC-2000/JL-9 разработки «Гуйчжоу», который оснащается турбореактивным двигателем (отдаленный наследник МиГ-21), и L-15/JL-10 с двумя турбореактивными двигателями разработки «Хунду» (Hongdu Aviation Industry Group).

На салоне в Чжухае Китай представил широкую линейку беспилотных летательных аппаратов (БЛА), в том числе боевых. Их разнообразие обусловлено реализацией объемной инвестиционной программы, по которой оказывается поддержка не только авиа- и ракетостроительным компаниям, но и фирмам-разработчикам и университетам с целью стимулирования широкого модельного ряда – от высотных аппаратов большой продолжительности полета типа HALE (High Altitude Long Endurance) до микроБЛА.

В частности, на «Эйршоу Чайна-2014» можно было получить новую информацию по программе «Лонг хол игл» (Long Haul Eagle), разработанного «Чэнду» и напоминающего БЛА «Глобал Хоук» (Global Hawk), который впервые был показан в 2008 году. Также на чжухайском салоне демонстрировался уникальный БЛА Soar Dragon с коробчатым крылом компании «Гуйчжоу», впервые показанный в 2006-м. Беспилотник с коробчатым крылом меньших габаритов появился в ноябре 2013 года. В это же время состоялся первый полет разработанного компанией «Хунду» боевого БЛА «ЛиЦзянь» (Lijian) с дельтовидным крылом, аналогичного беспилотнику «Нейрон» (Neuron) компании «Дассо» (Dassault).

Боевой БЛА «Птеродактиль» (Pterodactyl) компании «Чэнду», близкий по габаритам американскому MQ-1 «Предейтор» (Predator), впервые продемонстрировал возможности по пуску ракет класса «воздух-поверхность» в ходе учений «Мирная миссия-2014», проводимых в Китае в августе. Они осуществлялись в соответствии с объемной инвестиционной программой, направленной на разработку авиационных систем разведки, наблюдения и сбора информации ISR (intelligence, surveillance and reconnaissance) в целях повышения эффективности проведения совместных операций и интеграции в единую сеть артиллерийского и ракетного вооружений с разведывательными и боевыми платформами.

В ряде китайских учений принимают участие также авиационные системы дальнего радиолокационного предупреждения и управления (ДРЛО) типа KJ-2000 и KJ-200, созданные на базе российского самолета ДРЛО А-50 посредством оснащения модифицированного турбовинтового ВТС Y-9 антенной, аналогичной изделию шведской компании «Сааб» (Saab). Кроме того, на вооружение НОАК поступил третий самолет ДРЛО KJ-500. Он также создан на платформе Y-9 и, вероятно, представляет собой обновленную версию ZDK-03, приобретенную Пакистаном.

Экспортные позиции Пекина в секторе ракетных технологий и коммерческого космоса будут усилены в начале 2020-х, когда ожидается строительство на орбите собственной китайской 120-тонной станции. С ее помощью КНР предоставит возможность совершать полеты в космос странам, не участвующим в программе МКС. В конце сентября на Международном конгрессе по астронавтике в Торонто Чжоу Лини из китайского Национального университета оборонных технологий обнародовал программу широкого сотрудничества по эксплуатации станции. Проект включает подготовку и доставку астронавтов, научных экспедиций, стыковку космических кораблей и даже выполнение спасательных операций на низкой околоземной орбите.

Начиная с 2006 года Китай осуществил 108 космических запусков, в 16 из которых была обеспечена доставка коммерческой полезной нагрузки. Десять космических аппаратов построены непосредственно в КНР и только четыре спутника наблюдения – в кооперации с другими участниками. Венесуэла объявила 5 октября о приобретении второго спутника дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) китайского производства VRSS-2. В сентябре 2012 года Китай вывел на орбиту первый венесуэльский аппарат ДЗЗ VRSS-1 с разрешающей способностью 2,5 метра.

С 2002 года корпорация DFH Satellite предлагает заинтересованным заказчикам спутник с бортовой РЛС, созданный на базе российского радара, однако пока не экспортировала ни одного такого КА. Ряд китайских компаний и университетов разработал серию микро- и наноспутников, а CASIC представила в Чжухае обновленную информацию о своем мобильном носителе быстрого реагирования «Куачжоу» (Kuaizhou). По имеющимся данным, он создан с применением технологий твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет и предназначен для доставки в космос малых спутников.

 

Любовь Милованова

От admin

Добавить комментарий