Литва, Латвия и Эстония удостоились премии Ассоциации немецких СМИ «Золотая Виктория» в номинации «За развитие европейских идей». Получать заветную статуэтку от группы журналистов приехали лично президенты балтийских стран — настолько им хочется, чтобы их хвалили и считали европейцами. Даже больше, чем в самом деле ими быть.

Чем настоящий актёр отличается от амбициозной бездарности? Настоящий актёр мечтает раскрыть на сцене и экране заложенный в нём потенциал, сыграть свои лучшие роли, создать выдающиеся актёрские образы и реализовать свои самые смелые творческие идеи. Амбициозная бездарность мечтает получить «Оскара». Если для подлинного артиста популярность, поклонники, статуэтки и глянцевые журналы — неизбежный побочный эффект профессионального успеха, то для бездарности всё это — самоцель. Наоборот, именно для получения всей этой мишуры в нашей суровой для амбициозной бездарности жизни последней приходится мучительно добиваться профессионального успеха.

Но если бы «Оскара» дали просто так, даже без единой роли в кино, амбициозную бездарность это бы ничуть не смутило: размахивая в качестве доказательства заветной статуэткой, она бы тут же объявила себя великим актёром, вошедшим своими работами в историю кино, и потребовала бы себе персональную звезду на Аллее звёзд в Голливуде.

Именно таким образом ведут себя страны Балтии, стремящиеся не быть настоящими европейцами, а чтобы их так называли.

И хвалили, и ставили в пример. И чтобы для всяких скептиков удостоверяющая бумажка была. Членство в Европейском союзе для истеблишмента балтийских стран не в последнюю очередь ценно именно как такая «бумажка» — раз состоим в Европейском союзе, значит, настоящие европейцы и есть.

Поэтому неудивительно, что получать частную символическую премию от группы немецких изданий в Берлин заявились лично президенты Литвы, Латвии и Эстонии. Абсолютное большинство других европейских стран, присуди им такую награду, ограничилось бы послами в ФРГ. Ну, самое большее — замминистра иностранных дел. Но, разумеется, такой вариант не для вчерашних секретарей райкомов и преподавателей партшкол. Чтобы сама Германия (пусть даже в лице нескольких десятков журналистов) признала их настоящими и самыми прогрессивными европейцами… «за это можно всё отдать!».

«Народ Балтийских стран всегда твёрдо верил в Европу, ни секунды не сомневался в выбранном пути и прекрасно понимал, что этот путь не будет лёгким. Мы все знали, что свобода — не данность, поэтому мы взяли на себя ответственность за свои государства и решительно шли по европейскому пути. Сегодня, когда Европа сталкивается с новыми вызовами, особенно важно всегда помнить о ценностях, которые побудили литовцев, латышей и эстонцев объединиться в «Балтийском пути», — заявила в своей «оскаровской речи» президент Литвы Даля Грибаускайте, выступая на торжественной церемонии в честь присуждения Литве, Латвии и Эстонии премии «Золотая Виктория».

Естественным образом возникает вопрос, что же это за ценности? Поскольку главы балтийских республик столь высоко оценили признание немецких экспертов, будет уместно к ним и обратиться.

«Европейский союз сегодня не имеет своей армии, не может похвастаться (за исключением Германии) успехами в экономике – тут его уже обгоняет Азия. Где преимущество европейцев? Это та система социальных отношений, прав человека, либеральных ценностей, демократии, морали, которая выстраивалась в Европе со времён эпохи Просвещения. Это основа идентичности европейцев. Прибалты тоже относятся к этой культуре, к этой исторической традиции, хотя, может, и не осознают её так явно, как «старые» европейцы», — говорил ранее RuBaltic.Ru известный немецкий политолог Александр Рар.

«Что касается восточной политики ЕС, то отношение к ней Эстонии, Латвии и особенно Литвы определяется страхом и недоверием к России, связанным с недавним драматическим прошлым. Я думаю, что именно страх перед Россией во многом определяет действия стран Балтии в политике Европейского союза», — также делился размышлениями с порталом RuBaltic.Ru профессор кафедры политических наук и международных отношений Гёттингенского университета им. Георга Августа, директор фонда им. Ф.Эберта в России в 1992 — 2003 годах Петер Шульце. «Мы считаем, что быть европейцами — это значит быть рациональными. Нет ничего более иррационального, чем этот (прибалтийский – прим. RuBaltic.Ru) вид недоверия к России… И это то, что я говорю латышам, литовцам и эстонцам: как вы оцениваете свою значимость в Евросоюзе? Вы считаете, что вы ценны тем, что страдаете навязчивой идеей быть чем-то вроде крепости, постоянным провокатором по отношению к этому очень большому, очень важному, очень необходимому соседу?» — доводит мысль о «настоящей европейскости» до логического завершения бывший вице-президент Европейского парламента Михель-Анхель Мартинес-Мартинес.

Рациональность — это действительно очень неудобная для прибалтийских правительств основа европейской культуры. 

Все их действия исключительно иррациональны даже в самой прагматической и рациональной сфере — экономике.

Быть больше всех в ЕС зависимыми от экономических связей с Россией и громче всех же требовать вводить против неё экономические санкции. Полтора десятилетия строить «идеологическую» железную дорогу, по которой никто не будет ездить. Под лозунгом борьбы за энергетическую независимость от России закрыть Игналинскую АЭС и превратить тем самым «Газпром» в энергетического монополиста в Прибалтике. Построить СПГ-терминал, чтобы снизить цену на газ, и покупать газ в итоге по цене, на порядок большей, чем та, что предлагалась «Газпромом».

В деле борьбы с «российской военной угрозой» ситуация с рациональностью тем более удручает. Создавать восточному соседу всё новые поводы для конфронтации, чтобы обезопасить себя от потенциальной российской агрессии. Ради обеспечения собственной безопасности требовать от союзников развернуть на своей территории контингент НАТО, гарантированно превращая Прибалтику в регион боевых действий в случае реального военного конфликта.

Наконец, своими же руками формировать в своих странах пятую колонну, подозревая русскоязычное население в нелояльности и продажности на основании одной лишь национальной принадлежности.

В связи с последним возникают вопросы о «правах человека, либеральных ценностях, демократии, морали» как определяющих европейскую идентичность ценностях. С ними в странах Балтии тоже не всё гладко.

«Я осуждала запрет и ограничение вещания российских телеканалов в том числе потому, что я верю в то, что правовые инструменты, используемые для отключения каналов, были неправильными и неуместными», — говорила RuBaltic.Ru представитель ОБСЕ по вопросам свободы слова Дуня Миятович о проектах запрета в Литве, Латвии и Эстонии российских телеканалов. Критика балтийских властей регулярно попадала в отчёты ОБСЕ о нарушениях свободы слова. В Совете Европы балтийским странам указывали на дискриминацию нацменьшинств. Антифашистские организации возмущались героизацией нацистских преступников в странах Балтии. «Речь идёт о глорификации худших форм людоедства и мерзости в прибалтийских республиках. Они не просто гордятся нацистским прошлым, но и хотят претворить прошлый опыт в будущий», — говорил, например, израильский политолог и публицист Авигдор Эскин.

Так что можно считать, что премию «За развитие европейских идей» странам Балтии выдали авансом — чтобы они активнее развивали у себя европейские идеи впредь. В таком случае, следующий номинант на «Золотую Викторию», очевидно, Украина: многие её граждане с палками-копалками уже год как устремились к европейским ценностям в уличных бандах и палаточных городках. «Ценностей» у них от месяца к месяцу всё прибывает, причём не только европейских. Поэтому будет очень правильно за такое пассионарное стремление в Европу вручить Украине в следующем году статуэтку «За развитие европейских идей». Причём, по старой «оскаровской» традиции, вручать должны лауреаты прошлого года — Литва, Латвия и Эстония.


Александр Носович

От admin

Добавить комментарий